Роль отца в воспитании ребенка
Роль папы в воспитании детей переоценить трудно. Именно он во многом способствует формированию стереотипа дальнейшего поведения ребенка, началу его успешности, закладывает фундамент будущей семейной жизни.
Так что же может папа сделать, чтобы ребенок рос счастливым? Итак, папа строгий и справедливый, но добрый и внимательный. Он не балует ребенка, а воспитывает. Не допустит, чтобы ребенок клянчил у него что-нибудь. Поможет понять, что настойчивость хороша там, где есть достойная цель. Иначе она превращается в упрямство.
Все личные (служебные) проблемы и радости папа несет в дом, делится с мамой. Потом они вместе решают, выносить ли их на семейный совет. Ребенок все это замечает, подражает отцу и так же делится своими переживаниями. Папа может создать атмосферу для совместного семейного времяпрепровождения. Ребенок при этом ощущает себя частью одной команды.
А давайте задумаемся — какие же мы (вы) папы?
«ПАПА – МАМА». По – матерински заботливый папа. Все функции матери берет на себя. Пытается сразу быть папой и мамой. А это ему не всегда удается. В такие моменты бывает несдержанным, вспыльчивым, злым. Когда же все ладится и течет как по маслу, он добрый, отзывчивый, очень заботливый. Ребенок, общаясь с таким типом папы, все время под прессом его настроения. А настроение папы — будто резкоконтинентальный климат в квартире или, вернее, контрастный душ: то горячо очень, то очень холодно… И почти нет золотой середины.
«МАМА – ПАПА». У этого типа – главная забота: как можно лучше угодить ребенку, поэтому ребенок у него «сидит» не только на шее, но очень часто и на голове. Как мать и как отец одновременно несет он всю родительскую ношу, заботливо и нежно обращаясь с нею, без перепадов настроения и без контрастных «холодно» и «жарко». Ребенку все дозволено, и все ему прощается. Однако эта мягкость иногда способна обернуться оборотной стороной медали в процессе воспитания детей.
«КАРАБАС – БАРАБАС». Папа – пугало, злой и жестокий, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». Главной «пищей» в семье для ребенка при таком типе папы является страх, страх раба, угнетенного, не полноценного… Этот страх – словно прутья решетки. Это страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупиков бездорожья. И в любом тупике ждет ребенка наказание за содеянное или просто как профилактика. Наказания, наказания… При таком типе папы однажды закипит, словно лава в вулкане, чувство ненависти у ребенка и прорвется… прорвется наружу, чтобы собой обжечь Карабаса. Карабас создает сам для себя Везувий. А Везувий не любит «молчать».
«ПОПРЫГУНЬЯ СТРЕКОЗА». Это папа, живущий в семье, но не чувствующий себя еще папой. Для него пока ребенок как гость, о котором должна позаботиться мама. А он гостю подарит капельку времени, но не больше… Его жизнь должна протекать без забот, как текла до появления в доме ребенка. Он не может лишиться чувства свободы и не хочет стать чьим – то рабом. Для него эталон – холостяцкая жизнь, без детей, ведь ребенок – обуза… И к тому же тяжелая ноша. Эту ношу пускай несет мама. А ему неприятны капризы, сюсюканье. И при первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу. А ребенку он нужен всегда, постоянно.
«ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ», «РУБАХА – ПАРЕНЬ». На первый взгляд кажется, что ребенку с отцом повезло. Этот папа не только является папой, а он сразу ему и как брат, и как друг. С ним всегда интересно, легко, очень весело. Он с любым посторонним найдет общий язык. Но, общаясь с чужими, чтобы сделать приятное им, он способен надолго забыть в это время о собственном долге отца. Это, конечно, не нравится маме. И она затевает скандалы. И ребенок живет в атмосфере конфликтов, втайне сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.
«НИ РЫБА – НИ МЯСО», «ПОД КАБЛУКОМ». Не настоящий папа – манекен. Папа, не имеющий собственного голоса в семье, способный лишь подпевать в хоре, где солирует жена; вторящий ей, словно эхо. Даже в самые тяжелые моменты он не перейдет на сторону ребенка, чтобы помочь, боясь испортить отношения с женой. И малыш никак не поймет, есть у него папа или нет…
КАКОЙ ПАПА НУЖЕН РЕБЕНКУ? Конечно, самый, самый… Самый добрый, самый справедливый, самый сильный и бесстрашный… Одним словом, самый, самый лучший… И ребенок в его глазах тоже должен оказаться самым, самым… Ну, а главное – самым любимым!
Воспитатель:
Еланцева Т.В.