Часто мамы возмущаются, что дети только и делают, что мечтают, а какая польза от этих фантазий… Умение воображать, фантазировать позволяет развивать память, абстрактное и логическое мышление, помогает лучше проявить свои способности.
Ниже представлены несколько тестов для проверки, насколько хорошо развито у ребенка воображение. Предложите ребенку нарисовать лицо, клоуна, домик, кошку, дождь, радость, используя для этого круг, треугольник, прямоугольник и трапецию. Обратите внимание, все ли ребенок смог нарисовать, насколько это похоже на настоящие предметы. Учитывайте уникальность изображения и использование в рисунке всех фигур. Каждый пункт оцените по пятибалльной системе. Чем примитивнее выполнено задание, тем меньше будет оценка. Этот тест на воссоздающее воображение и подходит для детей любого возраста.
Следующее задание поможет проверить, насколько развито у ребенка творческое воображение. Предложите ряд вопросов, начинающихся со слов: что произойдет, если… Задача ребенка дать максимально полные и оригинальные ответы. Например: Что произойдет, если дождь будет лить не переставая? …Если кошки и собаки начнут говорить человеческим голосом? …Если снег превратится в мороженое? …Если у тебя вырастут крылья? Важно сколько времени потребовалось на ответ. В идеале ребенок должен раздумывать не дольше минуты.
Учитывайте и активность воображения, когда ответ остроумный и оригинальный. Если ребенок отвечает: ничего не будет, так не бывает — или задает встречный вопрос, значит, фантазия его бедновата.
Упражнения для развития воображения.
«Пантомима» — это упражнение предназначено для развития воображения и творческих способностей. Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машину, пылесос) или животное. Старайтесь придумать смешные варианты. Если у него с первого раза не получается, покажите сами, как это нужно делать. Предложите ему угадать, что вы изображаете, а затем поменяйтесь ролями.
«Незаконченный рисунок» — это упражнение обычно предлагают детям от 5 до 12 лет. Оно поможет развить воссоздающее воображение. Ребенку предлагают ряд незаконченных картинок и просят последовательно назвать, что за предмет изображен. Материал для работы можно приготовить самим. Возьмите любую картинку и заклейте отдельные элементы белой бумагой. Или выложите из мозаики или пазлов картинку, а затем уберите большинство элементов, оставив 2-3 самых информативных участка. Предложите ребенку определить, что здесь изображено. Если он не справляется с задачей, добавьте один элемент. Так делайте до тех пор, пока ребенок точно не охарактеризует сюжет.
«Точки» – направлено на развитие творческого мышления. Расставьте на листе бумаги в произвольном порядке точки. И покажите ребенку как, соединяя их, можно сделать рисунок. Затем пусть он сам попробует нарисовать что-либо таким образом. Использовать все точки необязательно.
«Что означает интонация». Предложите ребенку прочитать одну и ту же сказку разными голосами, попытаться придать тексту каждый раз новую эмоциональную окраску. Пусть он сделает это грустно, ласково, весело, сердито, по-доброму, жалобно, безразлично. Такое чтение развивает воображение на слуховые образы.
Воспитатель:
Евдокименко Н.Н.